Новый русский космизм, или как перешагнуть бездну.

Вот уже более 30 лет наша страна, являясь осколком великой империи, пытается удержаться на плаву бушующих вод мироздания. XXI век богат на турбулентные зоны; и чем дальше, тем больше возникает общественная потребность в том, что объединяло бы людей, а не заставляло идти друг на друга с ножом в руках и кривым оскалом на лице. Есть идеи, которые сплачивают, и есть те, что сеют смуту. Последних – больше.

Какова цена смуты?  Боль, страдания, нищета, бездуховное пребывание без возможности поднять голову и увидеть звёзды.

И вот мы подошли к точке невозврата. Невозможно дальше жить так, как мы жили прежде. Впереди – бездонная пропасть. Черными глазами без белков глядит она на нас! И вопрошает: "Как ты наречëшь меня?"

Мы не знаем пока, является ли сия пропасть дорогой в Тартар, или это чернота безбрежного космоса, мудрого и всеобъемлющего. 

В периоды неопределённости всегда оборачиваешься назад и смотришь в прошлое, чтобы построить сценарии будущего на прочном фундаменте человеческого опыта. Сложность в том, что Россия – это лоскутное одеяло из идей. Мало кто понимает и знает, что было до христианства. Версии есть, и все разной степени достоверности – от языческих предков до цивилизации Ариев. Возможно, язычество действительно сосуществовало вместе с христианством, эти вибрации по сию пору как могут цементируют социум. Но в XX веке появилось несколько поколений людей, воспитанных в иных ценностях, и прежнее бытие покрылось пылью из мифов и догадок. 

И что же сейчас? Всяческая идеология официально запрещена, поэтому каждый человек пытается в меру своего понимания наполнить жизнь собственными идеями. Получается это не у всех. Для того и нужны лидеры, которых Лев Гумилёв называл пассионариями. И история наша полна примерами подобных людей. Они были везде: на поле боя, в лабораториях, в учебных классах, за роялем и мольбертом. Они пытались придать мирозданию вектор движения, который, по их мнению, был бы созвучен эпохе. Какие-то из них на поверку оказывались тупиковыми, а какие-то – откровенно враждебными всему живому. Но одновременно с этим, так же, как  отдельные звуки сплетаются в мелодию, созвучные идеи сплетались в различные группы и течения. 

Одним из самых интересных течений в конце XIX и в XX веке был русский космизм. Явление, которое предвосхитило целый пласт культуры и науки, которое доказало свою состоятельность только во второй половине XX века, с появлением необходимых технических возможностей для реализации задач, которые это течение ставило перед человечеством. 

О чем же говорили космисты? Сообразно названию – о космосе и о том, что мы являемся его частью. О том, что человеческое сознание безгранично в той же мере, в которой человеческий потенциал не имеет границ. Все это причудливым образом переплеталось с христианством, древними языческими культами и индийским мистицизмом, принимая различные формы, будь то музыка Скрябина, картины Малевича или научные открытия Вернадского, Чижевского, Циолковского. Русский космизм своими волнами накрывал все больше и больше людей, которые видели своими глазами: старый мир уже умер, а новому только предстояло родиться. Наверное, космизм не мог родиться ни в какой другой стране, кроме России, потому что 1917 год показал всем живущим: "Кто был никем, тот станет всем".

Одним из наиболее известных представителей русского космизма является Николай Константинович Рерих. Для кого-то – художник, для других – агент НКВД, для третьих – специалист в области тибетского буддизма, ну а для кого-то – просто шарлатан. В чем его уникальность? Мы в данном случае говорим о Рерихе не только как о художнике, но и как об авторе уникального учения под названием "Агни-Йога". И о том, что его идеи, философия,  разработке которой он посвятил всю свою жизнь, представляет собой не что иное, как манифест космизма. Он известен как "Послание Махатм". 

Рерих утверждал, что входит в контакт с великими учителями человечества – Махатмами, что в переводе с санскрита означает "Мировой Дух". Послание об этом готовилось к передаче советскому руководству. В послании Махатмы – если, конечно, они действительно существовали, – выражали полную поддержку молодому советскому государству и декларировали определенные принципы, по которым эта страна может занять лидирующее положение в мире, став колыбелью новой человеческой цивилизации. Знали в Кремле об этом послании? Разумеется, знали! Но при этом до высших иерархов страны это послание не дошло; и идея, которая являла собой саквояж для искры божественного духа, не дошла до своего получателя. Результат?.. Тут говорить тяжело. Наверное, было бы слишком самонадеянно говорить о том, что все трудности, которые преследовали молодое советское государство, были только от того, что кто-то что-то не передал. Но кто знает – возможно, если бы это послание дошло до адресата и какие-то из этих идей, концепций получили бы более пристальное внимание, мы пришли бы каким-то другим решениям и последствиям.

Есть там место и традиционным представление о Боге, и такой модной сейчас эзотерике, и новейшим достижениям научнотехнического прогресса. Одна из главных идей, которую предполагает космизм: человеческое сознание является самым совершенным инструментом во Вселенной. При необходимых настройках и тренировках человеческий мозг может пронзать пространство и время. Эта концепция лежит в основе учения индийской йоги, а также парапсихологических экспериментов, которыми занимались, к примеру, Бехтерев и Мессинг. 

В литературе данные смыслы разрабатывались с особой тщательностью. Первое, что приходит на ум – один из самых эпохальных романов XX века за авторством американского фантаста Фрэнка Герберта – "Дюна". Герберт описывает мир, в котором нет компьютеров; тем не менее, человечество давно ушло с Земли и расселилось по множеству планет в галактике. Это стало возможным с помощью людей, которых называли «ментаты». С помощью особых тренировок и стимуляции мозга ментаты могли обрабатывать огромное количество информации и являлись, по сути, живыми компьютерами, прокладывали навигационные пути в сверхдальних космических перелетах.

Если брать советскую фантастику, то ярчайший представитель советского космизма – это, конечно, Иван Ефремов. В своем романе "Туманность Андромеды" он пошел еще дальше Герберта и описал то, как разумные цивилизации во всей Вселенной могут общаться друг с другом посредством особой энергетической субстанции, которые он назвал "Великое Кольцо". Тем самым, в своих работах он говорил о единстве всего разума вселенной. Наверное, это можно назвать словом "соборность". Ефремов, будучи советским писателем, в завуалированном виде провозглашал идеи божественного единоначалия в поистине вселенском масштабе. И в его работах (в большей степени это проявляется в «Часе быка») показано, насколько морально-нравственные качества влияют на уровень технического прогресса. Эти два понятия находятся в прямой связи друг с другом: чем выше уровень нравственности, тем более развита цивилизация. Можем сказать, что более высоконравственный человек открыт этим самым вибрациям вселенского разума, и отсюда следует очень простой вывод: только тогда, когда каждый человек начнет заниматься совершенствованием своего сознания, очищать его от блоков, вирусов ментального мира, начнет повышать уровень своей нравственной культуры,  – только тогда человечество и русский мир как его часть сможет совершить качественный рывок вперед. И тогда нам будет что предложить всей остальной планете.

И эта идея довольно близка космизму. Развитие человеческого сознания – как высшая ценность. Концепция, противоположная техногенному развитию, которое сейчас так популярно в западном мире и в которое нас пытаются втянуть последние 400 лет- от начала эпохи капитализма и до её текущего упадка. Четыре столетия варварского захвата мира с помощью идеи: всё делают машины, а человек создан, чтобы эксплуатировать мир вокруг него. И уже сейчас мы можем видеть, насколько тупиковым является данное направление.

Как бы то ни было, мы сейчас, в начале XXI века, находимся в ситуации более сложной, чем та, в которой находились руководители молодого советского государства в начале прошлого века. Связано это с тем, что появилось огромное количество идей гораздо более деструктивных и хищных. И самое главное – сто лет назад всё так же жестко стоял вопрос об экзистенциальной угрозе всему русскому миру. Точнее, угроза-то была, но она исходила из какой-то одной области мира. Однако, даже в самые лютые сражения Великой Отечественной войны, в самые напряженные периоды

противостояния советского и американского блока, ни у кого и мыслей не было запрещать постановки Чехова, музыку Чайковского, снимать со стен картины Айвазовского. Сегодня же угроза состоит именно в том, что русской культуры, русского мира может вообще не быть, если не будет смыслов, готовых встать на защиту всего, что было создано за тысячу лет. Именно поэтому русский космизм может стать тем связующим элементом, который объединит под своим куполом разрозненную многовековую историю России - вне зависимости от того, как называлось государство в разные периоды развития.

Возникает закономерный вопрос: а что же делать человеку, который не разбирается в этих тонких материях, но так же, как и мы, взирает на надвигающийся коллапс с чувством глубокого сожаления и отчаяния?

Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: повышать уровень нравственности и очищать сознание, подниматься над бурями и обыденностями – с тем, чтобы перешагнуть пучину, став обеими ногами прочно в новом мире. Для этого нужны инструменты, и космизм как направление в искусстве ими располагает в полной мере. Можно слушать музыку, которая настраивает сознание на определенный лад, или читать книги, что уводят воображение читателя к высям, до которых он не мог дотянуться. А можно рассматривать картины художников-космистов и ловить особые тонкие вибрации, которые от них исходят. Выбор этого инструмента зависит от каждого конкретного человека, и, разумеется, можно использовать все это в коллаборации: смотреть на картину и слушать музыку, которая в этой картине присутствует - благо современные технологии позволяют создавать синтетические виды творчества.

В этом видится единственный выход из коллапса, в котором сейчас пребывает человечество: синтез науки, религии, мистики и искусства. Тогда будет создан мощный энергоинформационный таран, который в состоянии пробить в каждом – вне зависимости от его возраста, пола, расы, вероисповедания, воспитания и социального положения – запирающие засовы, чтобы раскрыть темницу его души, помочь духу воспарить.  Такой Человек – не важно, чем он занимается: водит автомобиль, преподает в школе или проектирует что-либо за компьютером, –  сможет реализовать свой творческий, человеческий, профессиональный, социальный потенциал на 100%. И общество от этого только выиграет.

Невозможно в полной мере ожидать высокий результат, если человек работает только за деньги, обязательно нужна идея, которая горит внутри него. Старые идеи мертвы, если мы вспомним, скажем, о коммунизме или социализме, которыми был пропитан СССР. Но путь величайшей империи в истории человечества, империи красной, показывает нам, как это может быть сделано. И именно идеи, горевшие внутри каждого конкретного человека, от рабочего до руководителя страны, позволили в XX веке не только сохранить Россию, но и вывести ее на первое место в мире. 

Есть ли такие люди в нашем, XXI веке? Да, и их будет становиться больше. При этом они совершенно не обязательно имеют академическое образование, а все потому, что гораздо больше потребностей не в дипломах, а в позиции – социальной, моральнонравственной, духовной. Такие люди – мост между миром Огненным, миром Божественного Духа, и миром тварным, миром Земли.

Одним из таких проводников является современный художник Константин Полл. Имеющий за своими плечами многолетний опыт социального лидерства, политик и бизнесмен в какой-то момент порвал с прошлым для того, чтобы отдать себя служению вибрациям космоса. И его картины являются как раз теми самыми порталами на стыке нескольких видов искусства. Когда смотришь на полотно и при этом звучит музыка, а предварительно ты прочел текст, который настраивает тебя на определенную волну – то подключаются все органы чувств. И происходит усиление по принципу синергии "1 + 1 = 11". Известно же, что высшее искусство не имеет ничего общего с понятием "красиво/некрасиво", оно несёт единственную цель: соединить человека с его высшим проявлением. Этот эффект можно рассматривать как своего рода зажигание – человек, который воспринимает и принимает произведение искусства и находит место для него внутри своего сердца, впускает в себя Живой Огонь, о котором говорил Рерих. Таким образом, человек несет в себе это пламя, и оно уже начинает разгораться без участия художника, передаваясь от одного к другому. Так формируется новый тип человека, пассионарий, коих русская земля всегда рождала в избытке. Кому, если не нам, представителем русского мира, осваивать дальние космические просторы, колонизировать Луну, а затем и Марс? Кому, если не нам, прошедшим горнила самой страшной войны в истории человечества и ставшим в ней победителями? 

Всё, что нужно для начала - видеть четкую цель. В XXI веке она выйдет за пределы привычной пирамиды потребностей в виде материального благополучия. Капитализм умер. И то, что придет на его место, зависит во многом от нас.

Манифест Константина Полла можно охарактеризовать как "аватаризм" — это его авторский термин. "Мы есть аватар". Что это значит? Человеческое тело является сосудом для божественного духа. У большинства людей этот дух спит, его нужно зажечь. Это и делает художник Константин Полл с помощью своих инсталляций на стыке живописи, звука, текста и современных способов их обработки.

Константин пишет свои работы, входя в особое медитативное состояние, и это зафиксировано на современных приборах.

Внедрение идей космизма позволит получить России несомненное конкурентное преимущество перед всеми остальными странами. Кто первым в XXI веке возьмет их на вооружение и начнет расселять по душам своих граждан, тот и выиграет борьбу за космос, распространив свое влияние не только на всю планету, но и за ее пределы. И Константин Полл является первым из тех, кто работает над этим. Не потому, что в этом есть какая-то выгода, корысть, или личностные установки. Такие люди творят, потому что они не могут по-другому, потому что божественный огонь горит внутри них и нуждается в проявлении. Именно поэтому Константин работает не только как художник, но и как идеолог, собирающий в единое пространство тех, кто уже почувствовал этот зов – Зов нового мира. Среди них – ученые, мистики, поэты, художники, музыканты, писатели, учителя. Все они очень разные и по способу мышления, и по тому, как они принимают решения. Объединены же одним: законами космической мудрости.

И чем раньше эти идеи начнут свое самое широкое распространение в обществе, тем проще будет нам всем. Послание Махатм, как олимпийский факел, должно быть пронесено сквозь души каждого из нас, и поставлено на Алтарь вечного огня. И пусть Вечный огонь, который горит в каждом городе, будет не только символом памяти о предках, отдавших свои жизни за наше будущее, но и огнем вечной божественной мудрости и силы. Огнем Бога, который хранит нашу страну. 

Ведь если Бога нет, то как тогда Россия все еще существует?

Василий Попов. Философ, эзотерик, основатель клуба "Долина Пирамид"