Мозаика смыслов: картины Константина Полла

Константин Полл – современный художник-космист, чьи работы являются проводниками в мир смыслов, символов и метафор. Каково место зрителя в творчестве? Голоса каких культур оживают в искусстве художника? Ловцами каких зрительных образов стали картины-порталы? Об этом читайте в статье 

 

«Все искусства по своему происхождению в сущности символичны и ритуальны»

Генон Р. Царство количества и знамения времени

В традиционной культуре произведение искусства – портал для восхождения на сверхличностные уровни сознания и потенциальная возможность реализации трансцендентного действия. Оно – некая лучшая реальность, с которой себя идентифицирует смотрящий. Наскальная живопись каменного века подсказывает путь взаимодействия с художественным творением: племя концентрирует магическое внимание на изображении удачной охоты, внимание и воля участников сближаются и объединяются, это приводит к желаемому результату. 

 

Ритуальная природа происхождения искусства предлагает мыслить его только во взаимодействии со зрителем-участником. Роль наблюдателя в опыте художественного воплощения становится фундаментальной, центральной. «Кто видит в этом каменном столбе символическое вместилище некой идеи, тот подобен Вишну» (Паттанаик Д. Семь секретов Шивы)

 

«Письмо — половина знания»

Пророк Мухаммед. Хадис

Буква, текст с древности были неотъемлемыми составляющими изобразительного искусства. Высказанная визуально идея подкрепляется буквенным символом, иероглифом, словом. Или же наоборот, заключенный в символе-слове вербальный смысл дополняется изобразительным рядом. Наконец, буква и слово могут становиться визуальным приемом сами по себе. 

Роль текста в разные периоды истории менялась. В Древнем Египте текст играл культовую роль, сопровождая душу в потусторонний мир. В японской каллиграфии текст относился к одному из видов изящных искусств, целью которого было услаждение души смотрящего. Завоевавший в Древней Руси большую популярность лубок во многом выполнял информационно-коммуникативную функцию. А новейшее время привнесло концептуально-игровую роль текста вместе с коллажами Пикассо и Брака. 

Визуально-вербальный сплав рождает уникальный художественный язык. Это побуждает художников использовать синтез текста и изображения сегодня, донося и углубляя разные смыслы.

 

«Я напишу вас более похожим, чем вы есть»

М.Либерман

Зарождение портрета относится к глубокой древности. Уже в иероглифических системах древних цивилизаций встречается изображение человека. Но прямое развитие портрета связано с развитием погребального культа. Скульптурная раскрашенная погребальная маска стала прототипом живописного станкового портрета.

Первые образцы станковой живописи – фаюмские портреты римского Египта. Они по-прежнему исполняли функцию погребальных масок, однако писались при жизни с натуры и несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком. В этих портретах читается попытка поймать некую квинтэссенцию личности. Может быть, поэтому смотрящие с портрета глаза приковывают взгляд и уводят в свой, незримый мир? 

Византийская, а позже древнерусская икона продолжает эту линию взаимодействия со смотрящим. Изображенный персонаж конкретен, наречен, причастен некой открывшейся ему божественной тайне и, что оправдывает существование самой иконы, через зримый образ открыт к общению, другими словами к молитве.

 

С эпохи Возрождения портрет смещает фокус на самого человека: он сам – целый мир, сам – творец. Искусство начинает жадно исследовать эту идею, достигает вершин мастерства и психологизма. Раскрываются возможности реалистической живописи, исполняется главное предназначение портрета: увековечить определенного реального человека в истинном, неискаженном облике.

В XX веке разговор о портрете в контексте авангардного искусства носит двойственный характер. Ведь портрет как жанр лишается своего «я», служа стилистическим экспериментам художников. Однако он по-прежнему раскрывает универсальную тему человека и мира. В творчестве художников авангарда мы находим примеры портрета, которые сохраняют свои жанровые признаки, но в то же время освещают новый подход живописца к изображению человека.

«Форма, даже если она совершенно абстрактна <…> имеет своё внутреннее звучание, является духовным существом»

Кандинский В. О духовном в искусстве

В приведенной выше цитате Кандинского говорится об абстрактной форме. Но хочется обратить внимание на ее продолжение. Получается, что абстрактная форма является духовным существом. Такое восприятие могло родиться только на русской почве. Совсем по-иному об абстракции говорят западные деятели искусства. «Чем более ужасающим становится этот мир, тем сильнее искусство становится абстрактным», - говорит один из крупнейших художников европейского авангарда Пауль Клее. Французский философ Альбер Камю утверждает: «Абстракция — проявление разочарования действительностью».

Русская философия и за ней русское искусство пошли по другому пути, утверждая существование космического закона. Взаимосвязи макрокосма и микрокосма легли в основу нового течения в искусстве. Художника-космиста стали интересовать величие межзвездных пространств и красота человеческой души в их сопряжении. 

Вопрос о единстве человека и вселенной привлекал таких художников, как Малевич, Чюрленис, Рерих, Филонов, Кандиниский. Каждый из них по-своему увидел философию космизма и запечатлел свои представления о ней. Малевич конструировал космический быт будущего, Рерих исследовал преодоление пространства посредством силы мысли, Кандинский сталкивал на полотне разные миры, творя новое мироздание.

Но космизм не ограничился Россией, став международной идеологией. Он явил новый путь в искусстве, который позже приняли Пикассо, Дали. Как некогда Западу открылась русская икона, так спустя время вышел в мировое культурное поле русский космизм.

Сегодня идеи космизма продолжают многие художники. Один из ярких представителей этого течения – Константин Полл. Творчество как мистический акт, принцип иконичности, раскрытие идей космоса и духа – этим пронизано искусство художника.

 

Автор статьи: искуссвовед, куратор, оперная певица  Дарья Кулик