Многомерные миры Константина Полла.

Искусство будущего – так когда-то обозначил своё творчество Константин Полл, художник-Аватар. Open Art – так его встретил мир, в котором будущее неясно, а прошлое туманно. Мир, открывшийся для преображения.

Аватаризм как направление в изобразительном искусстве опирается на синтез интеллектуального пути познания мира, характерного для Западной культуры, и духовных традиций Востока.

Аватаризм у Константина Полла – это манифестация свободы формы и текучести содержания. Это свобода творца в выборе изобразительных средств осмысления изменяющегося мира. И свобода выбора зрителя, выраженная в степени его готовности стать со-творцом реальности.

“Выбирая себе аватара, человек может стать лучшей версией самого себя” – так предложил видеть мир Джеймс Кэмерон в своём фильме «Аватар». В пространстве Open Art вы уже и есть лучшая версия самого себя, вы – гений на своём участке. И если ещё не чувствуете себя таковым – вам нужно лишь найти этот участок. Как? Ответ дают картины.

Рыба, которую заставили лазить по деревьям, будет чувствовать себя никчёмной. Но стоит ей найти свои воды – и она станет неподражаемой в своей деятельности. Картины Константина Полла – это инструменты для поиска «своих вод».

Константин Полл создаёт искусство на грани детской наивности и тысячелетней мудрости, транслируемой древними цивилизациями. В его картинах – и борьба противоположного, и поиск единой земли. Его творчество пронизано такими философскими принципами, как единство эмпирического и виртуального. Здесь и отсылки к философии космистов, и футурологические идеи Николая Фёдорова, и мистические концепции Николая Рериха.

Частые инструменты художника – метафоричность, символизм, едва заметная ирония и самоирония, цитирование архетипичных паттернов и альтернативное видение уставших от шаблонной интерпретации сюжетов.

Константин Полл не ограничивается холстом или бумагой; он работает с металлом, деревом, чернилами. Он соединяет привычные художественные материалы живописца с материалами, подаренными окружающей средой – физической и цифровой.

Морфология его искусства основана на соединении ещё не соединённого, но находящегося в ожидании этого. Это создание реальности, которая одновременно и существует, и нет.

Это искусство метамодернизма: состояние «мета», момент перехода, в самой сути современности, которая транслируется через единство физиологических и цифровых сетей (phygital). Это состояние лиминальности, на выходе из которой неизбежна трансформация того, кто с этим искусством соприкоснулся. Это коллективная трансформация через личную. Откровенное исследование жизни, где позволение себе быть уязвимым – сознательное решение.

Недосказанность работ Константина Полла оставляет картины открытыми – как для интерпретации, так и для сотворчества. Вглядываясь в них, вы погружаетесь в изменённое состояние сознания, из которого доступно новое видение мира.

Художник вводит нас в непривычную среду, порой за пределами зоны комфорта: в вымышленный причудливый мир, построенный из элементов привычной реальности. Колеблясь между смысловой полифонией и легко читаемыми аллегориями, мы начинаем задавать себе вопросы, которые в повседневности могли бы не прийти нам в голову. Мы попадаем в тот слой восприятия действительности, который зачастую оставался за пределами рационального осмысления. Это и не сознание, и не бессознательное. Это тонкая прослойка между состоянием сна и бодрствования, в которую большинство людей попадали хотя бы раз в жизни. Здесь вы одновременно и уязвимы и всесильны. При спонтанном попадании туда, это состояние улетучивается за секунды, но в управляемых сеансах погружения в картины с проводником – вы учитесь задерживаться там, черпать идеи и заряжать их на реализацию.

В пространстве картин нет зрителей, здесь каждый может стать творцом и выбрать свой образ. Более того, искусство, помещённое в блокчейн, развивается, подобно живому организму. Так художник со-творит не только вместе со зрителем, но и с технологией.

Следуя идеям Эрнста Кассирера, выделяющего в искусстве символизма мир вещей и мир идей, Константин Полл соединяет эти миры с помощью знакомых всем нам символов, а сам становится ключом к этой тайне познания. В его работах мы видим мифологические и сакральные сюжеты, эзотерические и оккультные мотивы. В ритме линий рисунка угадываются узоры витражного стекла, мозаики. Этим линейным и цветовым рифмам иногда хочется найти стихотворную аналогию, а иногда – отпустить восприятие в дикий танец хаоса.

Исследования Константина Полла углубляются в психоанализ. Часто используется ритуальная практика повторения – когда один набросок становится основой для нескольких разных работ. Соединяются между собой амбивалентные эмоции, цикличные мысли и чувства. При этом изображение порой напоминает популярную сегодня нейрографику, а порой технику шаманского рисования.

Ощущение потустороннего присутствия, маневрирование между ясной реальностью и зыбкой абстрактностью характеризуют и коллажи Константина Полла. Фотографии реальных мест синхронизируются с коллективным бессознательным, формируя особое пространство, в котором единство разновременных событий и разных точек зрения создаёт дух универсального космизма. Это объединяет художника с представителями авангарда (кубофутуристы, Филонов) и резонирует с иконописью, отражающей не просто лики святых, а открывающей «порталы», через которые возможно установить связь с Высшими силами. Не случайно крупнейшие теоретики русского авангарда Кандинский и Малевич понимали искусство как мощный проводник в духовный мир.

Психосфера – это и есть тот образ пространства, через взаимопричастность к которому человек и культура самоопределяются и ко-эволюционируют. Oна создаётся за счёт разворачивания ментальных и культурных практик человека. Это пространство становится предпосылкой для осуществления коммуникаций между автором, со-участником, самим произведением или даже материалом, частью которого является произведение. Способ коммуникации здесь рассматривается как сгусток семиотического пространства.

В творчестве Константина Полла проявляются и идеи всепроникающей социальности любого знания Бруно Латура. Когда художник манифестирует: «Я есть Аватар», это и его приветствие миру, и приглашение вас осознать себя частью этого мира, где нет границ между виртуальным и физическим. Между прошлым и будущим. Между творцом и его детищем. Этот мир открыт для со-творения. Поэтому этот мир – Open Art.

2022 год

Юлия Сысалова. Куратор, критик, Вице-президент Института культуры Средиземноморья

Полина Душацкая. Психолог, регрессолог, игропрактик