Где рождаются странные картины Константина Полла.

«Когда я ем помидор, я смотрю на него как любой другой человек. Но когда я рисую помидор, я вижу его иначе».
 Анри Матисс (французский художник)

 

Рисование – это не просто талант, подаренный свыше. Рисование – это навык, который необходимо постоянно развивать. Для того, чтобы владеть изобразительным искусством, люди развивают наблюдательность, память и умение анализировать. Все эти критерии тесно связаны с развитием головного мозга в целом. Другими словами, занятие рисованием положительно влияет на уровень интеллекта.

Подробно этот феномен изучал нидерландский нейробиолог, профессор Амстердамского университета, директор Нидерландского института головного мозга при Нидерландской королевской академии наук и писатель-публицист Дик Свааб.

 Несколько лет назад ученый написал книгу «Мы – это наш мозг», которая стала международным бестселлером. Спустя некоторое время Дик Свааб выпустил новую книгу - «Наш креативный мозг. Как человек и мир творят друг друга» (https://www.litres.ru/book/dik-svaab/nash-kreativnyy-mozg-kak-chelovek-i-mir-tvoryat-drug-drug-67186711/chitat-onlayn/), в которой затронул вопросы влияния творчества на головной мозг. 

В книге ученый поднимает ряд интересных вопросов, многие из которых касаются живописи и восприятия ее человеком. Дик Свааб утверждает, что первенство в эволюции человечество получило в том числе из-за искусства. Интересно то, что и обезьян можно научить рисовать (в книге приводится пример экспериментов с шимпанзе по имени Конго в 1950-х годах, чьи работы даже продавались на различных аукционах за большие деньги), однако животные могут выполнять лишь механические движения, не тяготея к искусству и не имея творческого мышления.

 

 

Дети учатся играя. И самое важное, что они учатся тому, как нужно учиться играя.

О. Фред Доналдсон

Еще один важнейший фактор – принцип восприятия живописи человеком. Дело в том, что человек «видит» произведение искусства как части единого, раскладывая в головном мозге на цвет, яркость, сюжет и т.д. Соединения этих элементов и дает общее впечатление. Художник, работая над своей картиной, также воспринимает ее, передавая зрителю эти ощущения. Любопытно и то, что художник получает удовольствие от сочетания фрагментов, красок и форм – мозг при этом производит гормон счастья (эндорфин ).

 

 

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

 

Но как же происходит именно творческий процесс?

Где рождаются картины художников, которые рисуют не окружающий их мир, а рисуют в стиле авангардизм, абстракционизм, конструктивизм, метареализм, космизм и в других подобных жанрах?

Ни для кого не секрет, что с появлением фотографии утратили первоначальную ценность школы классического изобразительного искусства, которое стремилось максимально точно передать окружающее пространство или портрет человека. И в искусстве появилось многообразие жанров, по замыслу творцов передающих настроения и чувства художника или главного героя картины. Но на этом развитие изобразительного искусства не остановилось, и художники стали предлагать на суд зрителя свои фантазии, сны, иллюзии.

В поисках ответа на вопрос, где рождаются картины, которые мы не можем увидеть в своей обычной жизни в окружающем нас мире, я задумал провести серию экспериментов и первым делом связался с нашим современником, русским художником-космистом Константином Поллом.

Константин человек открытый, сразу заинтересовался экспериментом и согласился для этого приехать в мою лабораторию в Санкт-Петербурге.

Похожие исследования в области  взаимодействия человеческого мозга с картинами художников проводились совсем недавно  в институте эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова. Тест основывался на сборе эмоциональных сигналов головного мозга во время нахождения человека в картинной галерее и созерцания им картин известных художников.  Но результаты их пока не обработаны. Моя же идея эксперимента заключалась в том, чтобы увидеть, как именно работает головной мозг в то время, когда человек полностью погрузился в творческий процесс создания, или если хотите, сотворения картины. Ведь это не то же самое, что процесс переноса увиденного на холст с помощью изощренных техник живописи. 

Насколько мне известно, предыдущие исследования в этой области основаны на неких синтетических тестах. Их главная задача – найти закономерности и обобщить полученные результаты. Не так давно  авторы научно-исследовательской работы о функциональной организации коры головного мозга у музыкантов и художников  при выполнении профессионально-специфичной творческой деятельности Дикая Л.А. и Денисова И.А., провели исследования и опубликовали их в своей работе (https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-funktsionalnoy-organizatsii-kory-mozga-u-muzykantov-i-hudozhnikov-pri-vypolnenii-professionalno-spetsifichnoy/viewer).

Само задание заключалось в моделировании творческой художественной деятельности путем монотипии (импровизации на основе случайно отпечатанных красок на бумаге). Этот подход позволяет человеку преобразовывать задание путем самовыражения. В ходе исследования испытуемым предложили выбрать одну из восьми монотипий и воспользоваться разнообразными художественными принадлежностями (акварель, гуашь, карандаши и т.д.).

Во время творческого процесса ЭЭГ участников испытания регистрировали с помощью энцефалографа «Энцефалан» (производство МТБ «Медиком»). ЭЭГ проводили на разных этапах творческого процесса, регистрируя данные на каждом из них.

Выводы о художниках, сделанные авторами научной статьи, звучат так: «У художников в процессе решения невербальной творческой задачи выявлено усиление длинно-дистантных функциональных связей по сравнению со спокойным состоянием. Причем, в низкочастотных диапазонах более выражено межполушарное, а в высокочастотных – внутриполушарное взаимодействие между передними и задними отделами коры мозга». Это значит, что при состоянии внешнего покоя художники испытывают положительные эмоциональные потрясения во время работы над картинами при непрерывной работе головного мозга.

О развитии головного мозга с помощью изобразительного искусства также говорится в статье, опубликованной в журнале «Plos One» (https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0101035). В научном исследовании, которое лежит в основе данной статьи, принимали участие 28 человек: половина из них на протяжении десяти недель занималась рисованием, другая половина посещала занятия по оценке произведений изобразительного искусства в Национальном музее Германии. Ученые пришли к интересным выводам: у участников обеих групп улучшились связи между нейронами мозга, однако гораздо большего результата достигли люди, занимающиеся рисованием. Помимо развития разных частей мозга в той или иной степени, занятие рисованием повлияло и на самопознание испытуемых. Также наблюдались снижение уровня стресса, нормализация частоты сердцебиения и кровяного давления.

Выводы очевидны: для развития нейронных связей и улучшения физического состояния человеку необходимо заниматься изобразительным искусством.  Все эти исследования, несомненно, очень интересны и дают много новой информации для понимания принципов функционирования головного мозга и развития нейронных связей. Однако, для получения результатов, удобных для обработки, художники и другие творческие люди были поставлены в определенные рамки синтетических тестов.  Я же хотел узнать, как удается одаренному человеку увидеть то, что никто не видит в реальной жизни или даже во сне, что он потом изображает на своих картинах. Как приходит музыканту в голову мелодия музыки, которую он нигде не слышал. Как на самом деле работает мозг творца и чем отличается он от человека, не находящегося в состоянии творчества.

 

 

 

 

 

 

Состояние творчества – это осознанное чувственное восприятие всего того, что нас окружает.
 Мы творим мир своих взглядов, в котором пытаемся реализовать в полной мере свои самые сокровенные мечты и устремления и тем самым обрести Себя.
 Где же та самая заветная дорога, где тот единственно верный путь, где та определяющая всю Нашу Жизнь Путеводная Нить?
 Она в каждом из Нас…

Олег Озариус

 

 

Описание эксперимента.

Для проведения эксперимента я приготовил специальную камеру, в которой внешние электромагнитные излучения ослаблены примерно в 20 раз. Мне  хотелось снизить постоянный электромагнитный фон и электростатические  наводки. К голове испытуемого подключался довольно простой аппарат для снятия ЭЭГ головного мозга. Все показатели фиксировались компьютером в режиме реально времени. Весь эксперимент так же записан на камеру.

Собственно сам эксперимент состоял из двух частей.
 В первой части испытуемый находясь в изолированной камере с подключенными датчиками ЭЭГ при довольно тусклом освещении начинал делать наброски карандашом на обычной бумаге формата А-4, переходя от простых деталей к более сложным. Никакого специфического задания рисовать кружочки или что-то там еще не было. Рисовать Константин должен был то, что к нему приходит в данный момент. Вторая часть по условию эксперимента начиналась в тот момент, когда Константин будет полностью погружен в процесс творчества и заключалась в использовании дополнительного стимулятора нервной системы на основе ИК-излучателей моей собственной разработки.   

Результаты получены довольно любопытные.  Сначала все показатели были самыми обычными: активная моторика, сигналы работы глазных мышц, сосредоточенность внимания. Но спустя примерно 5 минут картина стала изменяться.  По мере того, как Константин погружался в творчество, показатели бетта-волн, а так же гамма и дельта ритмы снижались, а уровень альфа и тетта волн, сигнализирующих о состоянии медитации, умиротворения и творчества наоборот повышался. В определенный момент было зафиксировано снижение бетта и гамма волн практически до нуля и максимальные показатели альфа и тетта волн. При включении дополнительного стимулятора в виде ИК лампы результаты становились еще более ярко выраженными.
 Выводы из одного эксперимента с довольно простым оборудованием делать пока рано, но определенный интерес эта информация вызывает.

 

Выводы очевидны: для развития нейронных связей и улучшения физического состояния человеку необходимо заниматься изобразительным искусством. Есть и другой вариант – созерцать работы художников, которые используют в своем творчестве эффект «сотворчества» с наблюдателем. Это интересная техника исполнения картин, позволяющая зрителю улавливать образы и символы, которые он видит на полотне, и преобразовывать их в собственные. Одним из художников, использующих такую технику, является Константин Полл. Созерцание его работ предлагает зрителю наполнить их своими смыслами, что также является творчеством, а значит благоприятно влияет на мозг.

2023 год

Алексей Н. Кулик, выпускник ЛЭТИ, директор компании Аура-Дизайн